15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей.
Главная » 2022 Март 14 » 15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей.
Этот день без сомнения касается каждого гражданина, все мы являемся потребителями.
Согласно кодексу Всемирной организации союзов потребителей (Consumer International):каждый потребитель имеет право на:
1. информацию
2. безопасность
3. осознанный выбор
4. быть услышанным
5. возмещение ущерба
6. потребительское образование
7. удовлетворение базовых потребностей
8. здоровую окружающую среду.
В России Всемирный день защиты прав потребителя отмечается с 1992 года, в этом же году был принят Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
«О защите прав потребителей», который закрепил потребительские права граждан, а также права и обязанности торгующих или оказывающих услуги организаций.
Тема Всемирного дня прав потребителей 2022 года — Fair Digital Finance — «Справедливые цифровые финансовые услуги».
Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.
Новые и удобные финансовые инструменты, не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать:
Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира.
Мобильный банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.
Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет - покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе.
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
- на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
- на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.
В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан.
В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.
Ответы на вопросы о финансовой грамотности Вы можете найти на сайте Виртуальной справочной системы Роспотребнадзора для потребителей в разделе Финансовая грамотность.
Информационный сайт "Хочу. Могу. Знаю." http://хочумогузнаю.рф/
РАЗРАБОТАН
В РАМКАХ ПРОЕКТА МИНФИНА РОССИИ И ВСЕМИРНОГО БАНКА
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения
и развитию финансового образования в Российской Федерации»
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
НА САЙТЕ
ВЫ СМОЖЕТЕ НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
- Как уберечь себя и близких от проблем, связанных с неправильным обращением с финансовыми услугами?
- Куда обращаться в случае нарушения прав?
- Какие законы регулируют отношения граждан и финансовых организаций?
- Что нужно знать держателю дебетовой и кредитной карт?
- Как правильно брать потребительский, авто - и ипотечный кредиты?
- В чем разница между ОСАГО, ДСАГО и от чего защищает КАСКО?
- Как правильно пользоваться банковским вкладом?
- Чем опасен микрозаем?
- Для чего и как вкладывать деньги в негосударственные пенсионные фонды?
- Что такое платежные услуги и каковы правила безопасного пользования такими услугами?
- Для кого принят закон о банкротстве физических лиц и как им воспользоваться?
МАТЕРИАЛЫ САЙТА СОДЕРЖАТ:
- информацию о правах потребителей финансовых услуг;
- законодательную базу;
- интерактивные материалы для самостоятельного изучения правил пользования финансовыми услугами;
- видео-ролики о правилах пользования финансовыми услугами и защите прав потребителей.
Памятки:
Всего комментариев: 0 | |