+7
169841, Республика Коми, г. Инта, ул Воркутинская, д.11, ул. Мира, д. 63
как добраться?
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Консультативный пункт » Консультативный пункт » Консультации педагога - психолога » Детские страхи
Детские страхи
crrkrepyshДата: Среда, 05.04.2017, 10:45 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 19
Репутация: 10
Детские страхи

Страх — неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу, или же столь сильной, что приведет нас в ужас. Как бы там ни было, мы не любим испытывать страх и, даже если он приносит какую-то пользу, ограждая нас от опасности или удерживая вдали от нее, все равно не хотим, чтобы его переживали и наши дети. Однако все дети испытывают страх, уйму страхов. И что еще хуже — большинство из них совершенно необоснованны и не связаны с какой-либо реальной угрозой с точки зрения взрослых.
Страхи у детей возникают зачастую самые разные: какой-нибудь сильный шум, внезапное появление странного человека или просто незнакомца, звук спускаемой в туалете воды, пылесоса и так далее. Часто они пугаются темноты, непонятных теней и непривычного света, боятся оставаться одни, опасаются докторов и зубных врачей, животных, бродяг, наказания, школы. Кроме того, есть дети, которые боятся даже мухи, клоуна в цирке, учтивейшего из почтальонов. Можно перечислить еще дюжину самых безобидных вещей, в которых они видят что-то страшное. Короче, дети могут бояться всего на свете.
В общем-то большинство детских страхов появляется и исчезает бесследно, но нередко бывает трудно понять, успокоился ребенок или просто сумел скрыть свою тревогу. Пряча свой страх, мы, конечно, производим на окружающих лучшее впечатление, но это не означает, что мы обретаем спокойствие и уверенность в жизни. Чтобы уменьшить свои страхи, мы обычно стараемся убедить себя, будто дело не в том, что мы чего-то опасаемся, а в том, что некоторые вещи нам НЕ НРАВЯТСЯ. Но это лишь уловка, попытка обмануть самих себя. И действительно, мы можем не любить лошадей, собак, плавание, игру в футбол и так далее. Но истинная причина, почему мы не любим их, заключается в том, что мы боимся этих животных или этих занятий и утешаем себя полуправдой, стараясь не обнаружить своих скрытых страхов.
Беда в том, что чем больше страхов испытывает человек, тем быстрее появляются новые. Это прежде всего относится к ребенку, который из-за своей абсолютной беспомощности и зависимости от взрослых не умеет подавлять их. Если только кто-либо из взрослых не поможет ему, каждый новый испуг сделает ребенка еще более без¬защитным перед последующим. Тут-то и кроется ключ для понимания причины страха: именно в нашем сознании, а не в конкретных реалиях, которых мы боимся, заключена причина, вызывающая у нас подобную реакцию.
Рассмотрим подробнее этот тезис. Смысл его в том, что не сами по себе некоторые явления или вещи нас пугают, а это мы смотрим на них с опасением. Ребенок может собирать ядовитые травы с такой же беспечностью, с какой рвет маргаритки. Он способен тянуться к гремучей змее, как к игрушке, может подойти к голодному волку, словно к ручной собачке. Во всех трех случаях ребенок не страшится опасности, потому что НЕ ЗНАЕТ о ней. Все мы стремимся видеть вещи не только такими, какие они есть, но исходя из представлений о них или своего опыта. Ребенок, напротив, может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться абсолютно безобидных — все зависит от личного опыта, который определяет его отношение к ним. Поэтому детские страхи могут быть обоснованными, придуманными, и даже чрезмерными.
Какой же жизненный опыт побуждает ребенка видеть в вещах что-то страшное? Короче, как рождаются его страхи? Существуют четыре типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предрасположение к нему. Это — подражание, травма, система «наказание — вражда — вина» и постоянно возобновляющийся страх.
Подражание — естественный процесс, при котором ребенок перенимает многие наши страхи и наше отношение к ним. Боясь собак, грома, молнии, воров и огня, мать, не отдавая себе отчета, передает малышу свои опасения. Подражая ей в поведении, ребенок со временем испытывает и чувства, какие возникают в таких случаях. Очень часто ему достаточно увидеть, что мать встревожена, как и он тоже начинает БЕСПОКОИТЬСЯ. Хотя взрослая женщина может УСПОКОИТЬ себя здравыми рассуждениями и доводами, малыш еще не настолько развит, чтобы они подействовали и на него. Он по-прежнему смутно ощущает опасность и испытывает тревогу.
Подражание порождает огромное множество детских страхов еще и по другой причине. Заботливая мать, предупреждающая ребенка, чтобы он не сделал себе больно, не поранился, постоянно как бы излучает опасение и тревогу, которые нередко передаются и малышу. Если все время призывать ребенка к осторожности, непрестанно напоминать, что он может причинить себе боль, он ощутит неотвратимость опасности. Даже если малыш и не сможет сразу определить, чего именно он боится, у него все равно поселится в душе смутная тревога и будет жить долго, возникнув гораздо раньше, чем для нее появится какой-либо реальный повод.
Травма — острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в нашем сознании. Такие эпизоды, например, как падение с лошади или укус свирепой собаки, могут травмировать нас не только физически, но и психически. Мы говорим «могут», потому что в подобной ситуации люди пугаются по-разному — одни больше, другие меньше. То, что может нанести психическую травму одному ребенку, не оставляет никакого следа в психике другого. Ребенок 2,5 лет падает с качелей, или его толкает сверстник, с которым он играл, и к тому же уносит его игрушку. В подобных случаях травма незначительна, и тем не менее у малыша может сохраниться страх перед площадкой для игр, качелями, даже перед другими детьми. Тысячи подобных историй случаются в детстве с каждым ребенком. Одни надолго сохраняются в эмоциональной памяти, другие быстро забываются в зависимости от характера малыша, остроты ситуации либо реакции родителей по поводу случившегося.
Гораздо труднее понять, каким образом может рождать детские страхи система «наказание — вражда — вина». Тут речь идет не о каких-то особых страхах, а о глубинном базисе тех впечатлений, которые могут привести к страху. Когда родители кричат на малыша, ему ясно только одно — они раздражены и на время утратили любовь к нему. От этой мысли он теряется, потому что не способен так же отчетливо, как родители, понять, что же плохого было в его поведении. Вел он себя «как обычно» и даже, наверное, считал свою выходку забавной. Кроме того, если на этого ребенка постоянно кричат, угрожают ему и наказывают его, в нем постепенно накапливается вражда к родителям, и, как следствие, он ощущает свою вину перед ними. Ведь у него появились враждебные чувства к людям, которые в другое время были так добры к нему и ласковы. В итоге он понимает, что нужно скрывать свою вражду, но ему трудно это делать. И он начинает бояться самого этого чувства.
В этой ситуации ребенок может вести себя очень по-разному. Он может, например, подавить в себе желание ударить младшего брата, но отомстит ему, оскорбив или обозвав нехорошими словами. Хотя его агрессивность не вылилась в насилие, чувство вражды все равно осталось неизменным. Ребенок сознает, что родители осуждают его поведение, а обостреннее чувство вины представляется ему лишь предварительной репетицией наказания, какое еще предстоит получить. И он — правда, еще смутно, неопределенно — начинает бояться не только собственной вины и наказания, но и своей вражды, которая породила и то и другое.
Может стать причиной страха и неспособность ребенка выполнить приказания родителей. Обычно в ситуациях, когда ребенок проявляет любопытство к своим половым органам, мастурбирует, взрослые резко осуждают его. Но малышу, который проявляет невинный интерес к подобным занятиям, доставляющим удовольствие, не так-то просто прекратить их. И тогда он обижается на родителей за слишком строгие требования, которые ему выполнить не по силам, но в то же время он опасается потерять любовь близких, если они останутся недовольны им. Чем больше его обида, тем сильнее страх. Иными словами, наши чрезмерные требования к детям могут создать общую атмосферу страха в семье в двух случаях: во-первых, когда ребенок опасается, что родители от него откажутся и перестанут любить, во-вторых, когда враждебная реакция малыша на наши требования заставляет его чувствовать себя все менее достойным любви близких, а значит, ощущать еще большую опасность.
Разумеется, ребенок и не подозревает об этой психологической борьбе. А знал бы, то настолько огорчился бы, что у него просто не хватило бы сил вынести ее. Больно, наверное, сознавать, что боишься любимого человека. И потому малыши часто отыскивают какой-нибудь другой объект страха, бояться которого не так мучительно. Начинают страшиться не мамы и папы, а какого-либо человека, похожего своим поведением или обязанностями на них, скажем, учителя или полицейского. Эта ассоциативная связь может быть еще более далекой и даже для нас странной. Страх, который ребенок иной раз чувствует к лошадям, крокодилам, медведям, способен зародиться именно в семье. Короче, детский страх может легко перемещаться с одного объекта на другой и связываться с вещами, которые раньше вовсе не пугали малыша. Эти утверждения, возможно, покажутся сложными, но очевидно, что многие вещи, пугающие нас, являются лишь заменителями других, лежащих в основе нашего беспокойства. ВОТ ПОЧЕМУ ДАЖЕ ВПОЛНЕ УСПЕШНОЕ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ КАКОГО-ТО ОДНОГО СТРАХА НЕ ПРЕДОТВРАЩАЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОЙ БОЯЗНИ.
Рассмотрим теперь четвертый тип — постоянно возобновляющийся страх. Речь идет о тех случаях, когда страх парализует нас и вызывает желание звать на помощь. Чем чаще и сильнее мы будем нуждаться в подмоге, тем меньше окажемся способны противостоять беде в возникающих ситуациях. Короче говоря, страх делает нас безвольными, зависящими от других людей и предрасположенными к появлению все новых ужасов. Испугаться чего-то одного — значит бояться всего на свете. Ребенок, который страшится укола, вскоре будет пугаться шприца, врача, врачебного кабинета и даже запаха больницы. Смутное ощущение опасности — а в случае с детьми речь идет о страхе потерять любовь родителей — может оказаться источником более тяжких страхов. Такое ощущение по существу является предвестием опасности. Оно обостряет восприимчивость человека не только к положительным, но и к опасным сторонам явлений, и его все больше и больше буквально начинают раздирать опасения, многие из которых: необоснованны.
В лечебных целях важно понять, что крается за страхом ребенка. Хотя разобраться в причинах этого явления намного проще, чем избавиться от него, в конечном итоге первое оказывается очень важным, поскольку тогда мы можем воздействовать на причину, а не только устранить результат. Ребенок легко становится жертвой страха, если в его поведении проявляются типичные, симптомы неуверенности в себе; грызет ногти, сосет палец, заикается, становится скрытным и замкнутым, мочится ночью в постель, капризничает за столом, постоянно жалуется и хнычет. Когда какой-либо из этих симптомов обнаруживается особенно сильно, лечение его будет эффективным только в том случае, если помочь ребенку избавиться от своей неуверенности.
Но независимо от этого всегда полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить наши отношения с детьми. А для этого мы должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Мы должны дать им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а мы к ним,— совершенно естественное и нормальное явление и оно не может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку мы можем доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему. Другими словами, «лечение» страха тесно связано с «лечением» враждебности и избавлением от комплекса вины.
Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: насколько мы понимаем его и как относимся к его страху. Разумное, на наш взгляд, объяснение: «Бояться нечего, мы же этого не боимся» почти ничего не говорит ребенку. Смеяться или шутить по поводу его страха вообще недопустимо. Наоборот, необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждаем их, а понимаем.
От нашего поведения в этой ситуации зависит очень многое.
Прежде всего мы должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие СТРАХ без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.
И еще. Расскажите ребенку, как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел преодолеть его. Помимо всего надо показать малышу, что мы понимаем его страх и готовы быть рядом, чтобы помочь, когда он захочет побороть его.
Наконец, нужно проще ко всему относиться: не надо вести долгих разговоров на эту тему, а лучше отыскать какой-нибудь смешной эпизод в стрессовой ситуации, но не осмеивать ее и постараться быть ласковее с ребенком,— это лучшее, что можно сделать в подобной ситуации. Объяснять малышу, что такое мужество и героизм, когда он чего-то боится, конечно, неуместно. Пройдет очень немного времени, и он сам поймет значение этих понятий, тогда в его сознании неизбежно появится «культ героя». Важно же, напротив, предложить ему помощь, когда он просит о ней, и поставить перед ним цель, когда он психологически готов принять ее и следовать ей. Поскольку страх обычно растет, а не уменьшается, мы не должны придавать слишком большое значение нашим усилиям побороть его. Страх оставляет свой след и во внешнем облике человека, сказывается на его общем состоянии. Утрата аппетита, запоры, высокое давление, бессонница и раздражительность — все это цена, которой мы рас¬плачиваемся за постоянную озабоченность. Разумеется, лучше всего было бы свести до минимума ПРИЧИНЫ, по которым ребенок пугается, чем пытаться ослабить страх. Сделать это необычайно сложно, настолько трудно, что вряд ли приходится рассчитывать на полный успех, но тем не менее стоит попытаться.

Откуда появляются детские страхи?
Чаще страх появляется у детей, которые младше школьного возраста, поскольку для маленьких детей только происходит познание мира, он пугается обыденных для взрослого человека событий и вещей. Если своевременно не оказать помощь ребенку, чтобы он победил страх, то могут быть последствия нехорошие, даже до возраста взрослого.
У детей возникают страхи из-за следующих причин:
- из-за травмирующей ситуации, в которую ребенок попал когда-то. Из-за этого возникает у него страх, который очень долго поселятся в нем, он боится его повторения. К примеру, если ребенок падает с качели, то необходимо ему объяснить, что в этом ничего страшного нет, а то этот страх очень долго может в нем поселится и он будет бояться уже качель.
- страхи, которые детям внушают взрослые или старшие дети. У детей, которые очень эмоциональные и чувствительные, в психике остается глубокий след от внушенных страхов.
- Всегда страх у ребенка появляется от семейных конфликтов. Ребенок не понимает, почему родители повышают друг на друга голос, он очень часто начинает считать себя виноватым этого. Особенно тяжело детям пережить расставание родителей.
Какие же бывают виды страхов у детей?
- самыми распространенными являются такие страхи, как сверхценные. Их возникновение связно с подпиткой фантазии самих детей. У них нет рациональной основы, а также не представляют собой реальную опасность.
-без видимых причин возникают необъяснимые страхи. Дети могут начать бояться одежды какого-то цвета, или же игрушки. Подобные страхи очень часто указывают на то, что у ребенка невроз.
-нередко у детей возникают страхи, у которых возможные последствия. Дети боятся высоты, поскольку боятся того, что могут упасть, боятся купаться в море, потому боятся, что утонут.
- когда дети очень сильно уставшие, у них стресс или нервное перевозбуждение, то в этот период могут возникнуть ночные страхи.

Страх - необходимая реакция организма,
которая защищает, а порой спасает человека от опасности. Мозг человека предупреждает его об опасности, заставляя обойти стороной свирепую собаку или не ходить поздним вечером по глухому переулку. Но страх не должен становиться доминирующим чувством и заполнять всю жизнь человека. Формирование этой реакции начинается у человека в раннем детстве, начиная с испугавшего ребенка резкого, неожиданного звука и горячей чашки с чаем, о которую легко обжечься.
Психологи выделяют страхи, характерные для каждой возрастной группы. В возрасте до 1 года чувство страха вызывают внезапные, громкие звуки и незнакомые люди. Малыша пугают внешние раздражители. У детей 2-х лет и старше чувство страха чаще всего вызывают врачи и медсестры, так как проведение прививок, обследований, лечения сопровождается неприятными или болезненными ощущениями. Эти детские страхи могут закрепиться в сознании на всю жизнь, часто взрослые боятся визитов к стоматологу и рискуют своим здоровьем.
В возрасте 3-4 лет наши дети знакомятся с русскими и зарубежными сказками, их красочными персонажами. Особенно яркое впечатление оставляет зловещая и коварная Баба-Яга, которая то выскочит из темного леса, то в печку или мешок посадит. Разумеется, к детям приходит страх темноты и замкнутого пространства. Взрослым следует подумать, какое впечатление может произвести на малыша сказка или яркие иллюстрации, может быть безопаснее знакомить его со смешными и добрыми существами. Особенно удивляет уверенность бабушек, что напуганный злой Бабой-Ягой или Змеем Горынычем малыш охотнее съест ужин или быстрее заснет. Многочисленные опасности из сказок, мультфильмов, фильмов формируют у ребенка чувство страха перед смертью обычно в 5-6 лет. Поступление в школу приносит в жизнь детей новые страхи: опоздать на урок, получить замечание или плохую оценку. Какие-то страхи проходят постепенно, когда ребенок взрослеет и узнает много нового. Некоторые страхи глубоко проникают в сознание ребенка, вызывают изменения в его поведении и психическом здоровье от непроизвольного подмигивания и покашливания до заикания и энуреза.
Психологи рекомендуют следующие действия для предотвращения развития детских страхов в страх патологический: - обнимайте ребенка не реже 4-х раз в день, можно поцеловать или прижать его к себе, он почувствует вашу любовь и защиту, даже если будет сопротивляться, - старайтесь не обнаруживать силу своего страха перед чем-либо в его присутствии, не упоминайте постоянно о жестокостях и опасностях в нашей жизни, дети более восприимчивы, чем взрослые, не следует разрешать ребенку бесконтрольно смотреть телевизор, действия в триллерах, фильмах с ужасами и катастрофами могут вызвать сильное чувство страха, паники - не используйте в воспитательных целях Бабу-Ягу и прочих зловещих персонажей, учитесь договариваться с ребенком или придумайте приятные стимулы для хорошего поведения, - четко соблюдайте режим дня, подходящий для данного возраста, выспавшийся, отдохнувший малыш менее подвержен страхам, - если семья переживает тяжелый период - развод родителей, смерть родственников, обязательно контролируйте эмоциональное состояние малыша, чтобы не допустить негативных последствий, - сохраняйте в доме теплую, доброжелательную атмосферу, не обсуждайте при малыше серьезные проблемы, пусть дом будет для ребенка безопасным местом, крепостью, - если не можете справиться со страхами ребенка, проконсультируйтесь с психологом. Для борьбы с распространенными видами страхов специалисты рекомендуют простые и понятные методы.
Психологи часто советуют использовать метод эмоциональных качелей – чередование кратковременных отрицательных эмоций с положительными эмоциями. Например, ребенок, который боится темноты, входит в темную комнату на секунду, сразу же выходит оттуда и попадает в родительские объятия и получает похвалу за храбрость. Надо учитывать, что принуждать малыша к действиям нельзя, наказывать – тем более. Малыш с богатым воображением, который видит разные пугающие образы, может согласиться посидеть с кем-то из родителей в темноте, иногда включая лампу, чтобы понять, что его страх вызван тенью от стула или движением шторы. Если причины страха трудно определить, можно попробовать его нарисовать, одновременно отвечая на конкретные вопросы: где это живет, какой имеет цвет, чем пахнет, издает ли звуки, какое на ощупь, почему это пугает?
Если удастся изобразить на бумаге причину испуга, рисунок можно сжечь и пепел развеять. Повторять этот прием можно несколько раз. Отказ малыша подробно говорить о причинах испуга, описать эту ситуацию словами, изобразить на бумаге, то есть придать страху конкретные черты, свидетельствует о том, что пережитая отрицательная эмоция была очень сильной и глубокой. Возможно, нужно длительное время для освобождения от этого страха. Злых и жестоких героев сказок и мультфильмов можно постараться частично оправдать, показывая, что нет полностью отрицательных персонажей, они могут помогать и быть добрыми, злой волк может спасти маленького бычка и стать его другом. Можно пофантазировать на эту тему, придумать истории, нарисовать доброго Змея Горыныча и грустную Бабу-Ягу. Замечательно, если психологические приемы избавления от страха удастся применять в форме игры и совместного творчества.

Несколько слов о природе детского страха.
Эмоции могут быть и как положительными, так и отрицательными, но все они помогают человеку ориентироваться в окружающем мире. Одной из самых сильных эмоций можно назвать страхи, появление которых предостерегает людей от неоправданного риска и помогает избегать опасных ситуаций.
В случае с детской психикой функции страхов аналогичны: эти эмоции способствуют выработке навыков поведения, запускают механизм самосохранения в ситуациях, когда ребенок из любопытства или по незнанию подвергает себя опасности. Более того, для гармоничного развития психики ей нужны разные переживания: не только радостные, но и неприятные, так как все это помогает ребёнку полноценно адаптироваться к условиям окружающего мира.

В каждом возрасте свои страхи.
Итак, детские страхи являются неотъемлемыми спутниками развития и становления детского самосознания и характера. По мере взросления ребенка страхи сменяют друг друга, после того как выполняют свое адаптационное предназначение.
Для каждого конкретного возраста характерны индивидуальные возрастные страхи. Дети от рождения до 1 года боятся громких звуков, резких движений, исчезновения опоры для тела; в возрасте от полугода до 2 лет их пугает высота, смена привычной обстановки, процесс раздевания и одевания. В возрасте 3 лет ситуативные страхи сменяются эмоциями, которые вызываются осознанием конечности собственной жизни и возможности потери родителей, чувством беспомощности перед стихией. Дети в возрасте от 5 до 13 лет начинают испытывать страхи перед неудачей, неодобрением со стороны сверстников или родителей. Таким образом, страх сопровождает ребенка на протяжении всей жизни, и именно он является тем фактором, который способствует формированию и укреплению детской психики.
Виды детских страхов.
Наряду с возрастными страхами, проявление которых является нормой для детской психики, могут развиваться и патологические детские страхи. К этой категории относят эмоции, которые:
• вынуждают ребенка ограничивать общение;
• вызывают социальную дезориентацию;
• способствуют развитию психосоматических заболеваний и неврозов.
Первым признаком, который отличает патологический детский страх, становится его несоответствие возрасту. В этом случае поведение и психологическое состояние ребенка должно стать объектом наблюдения специалистов. Также патологические страхи могут быть следствием сильного эмоционального стресса или испуга от встречи с тем, что является для ребенка олицетворением опасности. В этом случае страх становится навязчивым состоянием, которое зацикливает психику на негативных переживаниях, и выйти из этого состояния без квалифицированной помощи ребенку крайне сложно.

Помощь при детский страхах.
Главными союзниками ребенка в борьбе с детскими страхами становятся, конечно же, родители. Поддержка, утешение, ободрение – все это помогает ребенку чувствовать себя защищенным и со временем успешно преодолевать возрастные страхи. Богатая практика работы психологов Центра «Будь собой» убедительно свидетельствует, что дети, которые получают моральную поддержку и защиту со стороны родителей, редко сталкиваются с проблемой патологических страхов. Как правило, этому состоянию подвержены дети, конфликтующие с родителями или постоянно сталкивающиеся с равнодушием и пренебрежением со стороны взрослых.
Как реагировать на детские страхи
Как реагировать на детские страхи? Очень по-разному, единого рецепта нет. На какие-то страхи ребенка можно и нужно весело рассмеяться, с какими-то страхами нужно серьезно и вдумчиво работать.
Важно учесть, что у мужчин и женщин разные подходы к страхам у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому серьезно и начать с ним работать. Женщины обычно обращают внимание на чувства ребенка и в малой степени занимаются поведением ребенка, предполагая, что поведение ребенка проистекает из его чувств. Для женщин естественно поговорить с ребенком о его чувствах, чтобы ребенок рассказал о своих страхах, и на этом рассказе показать ребенку, что он достаточно защищен, что бояться нормально, но не в такой степени.
Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи - реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить. Мужчины чаще занимаются поведением, а не чувствами, поэтому страхи девочек ставят их в тупик, а со страхами мальчиков они разбираются просто: "Кончай бояться, вперед!". Им важно прекратить поведение страха и они требуют поведения смелости.
Если ни мамин, ни папин подход не помогает и ребенок продолжает тревожить родителей своими страхами, ребенка ведут к психологу или психотерапевту, и те начинают работать - иногда с детскими страхами, иногда - с родителями, которые всего боятся и подают плохой пример ребенку.
Следующие подборки статей помогут родителям разобраться, как реагировать на самые типовые детские страхи.
Одна из самых больших проблем детского фантазирования связана с неразвитостью самоосознания у ребенка. Из-за этого он часто не может различить, что является реальностью, а что - его собственными переживаниями и фантазиями.
Вопросы о жизни и смерти возникают в процессе столкновения с представлением о конечности жизни. Результат новых детских переживаний - внезапное появление новых страхов и рост тревожности.
Какая-то непонятная, но могучая сила наперекор разуму и страху влечет детей к тому, чтобы переступить территориальные запреты и пережить нечто исключительно важное, без чего будет трудно жить дальше.
Самым действенным способом устранения кошмарных снов будет уменьшение дневных страхов у детей, повышение их уверенности в себе, налаживание взаимоотношений в семье.
Маленькие дети всегда находятся во мраке в том смысле, что их неопытность, невежество, отсутствие точного понимания, что реально, а что нет, отдают их на растерзание непосредственных ощущений момента. Мысль о том, что родителей могут забрать от них ангелы или Бог, является для детей весьма тревожащей и пугающей.
Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.
Иногда не понятно, ребенок действительно чего-то боится или больше придумывает свой страх. Что делать, если ребенок пугает нас своими страхами? Читайте дальше... Мама, я боюсь чудовища!
Дети сами справляются со своими страхами, если в семье жизнерадостная атмосфера.
Как дети учатся бояться, или Научение страхам у детей
Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха не некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей - результат научения. При том, что чувство страха - базовая, врожденная эмоция, врожденной является только способность бояться, способность замирать или убегать от опасности. Но от чего нужно замирать, при виде чего необходимо убегать - этот список врожденным не является.
У некоторых маленьких детей есть врожденная предрасположенность бояться темноты, тараканов, змей и некоторых других потенциально опасных обстоятельств. Однако в многообразии детских страхов это очень небольшая категория, да и превратится ли предрасположенность бояться в настоящий страх - зависит также от обстоятельств жизни и действий родителей.
Чего бояться (тараканов или Бармалея) - в организме ребенка определенным образом не задано, и список Страшного создается, как правило, в результате социального научения.
Кто же учит наших детей тому, чего нужно бояться, что такое - "страшное"? Ответ - культура, в которой растет ребенок. В разных культурах бытуют разные представления о том, что такое страшное и нет, чего надо и чего не надо бояться.
Действительно, нужно ли бояться большого бородатого дядьку с громким голосом в красном халате, который все время стучит палкой по полу? - Нет, он не страшный, а добрый, это Дедушка Мороз!
Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению,учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что - полный кошмар. Дети учатся принятому рисунку страха: с какими словами, с каким лицом и с какими вскрикиваниями нужно бояться в разных ситуациях, как принято бояться тараканов, а как - бояться учительницы.
Кроме культуры, детей учат бояться их родители, и в какой-то части это совершенно нормально и оправдано. Головы у маленького ребенка еще нет, и если ребенок не будет бояться попасть под машину, переходя улицу, то слишком высока вероятность, что ДТП произойдет. С другой стороны, чем более тревожны родители, тем менее обоснованы их страхи, но тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!», "От этого - надо убегать", "Это - сильнее тебя".
Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… Внушения могут быть явными и нет, но в сумме с подкреплениями они формируют то или иное мировоззрение ребенка. Дети осваивают принятые страхи.
Научение страхам идет во многом за счет естественных внушений: не только словами, но самой ситуацией, в том числе естественной реакцией родителей.
Ребенок упал - это страшно? Ребенок еще этого не знает. Если родители внушают, что это страшно, ребенок это усвоит и начнет падений бояться. Теперь он знает: «Падать - это страшно!» Если же ребенка научить, что падать - это интересно, маленький будет бегать и падать без страха, а с интересом.
Ну а кроме культуры и родителей, детей учат страхам сами дети: и окружение наших детей, и каждый ребенок самостоятельно. Дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся.
Рассказ: "История, которую тоже наблюдал сам. Есть две сестры, младшая и старшая. Когда младшей было около 3 лет, она спокойно и с любопытством разглядывала пауков, двуххвосток, и прочую насекомую бытовую живность. Запросто могла взять всё это в руки. Потом проходит примерно 2 недели, и при очередном появлении насекомого - стандартный девчачий визг. Стали ли при этом насекомые опаснее? Нет, это просто такое поведение и такая реакция были заимствованы у старшей сестры".
Пишет С.А., студентка УПП: "Моя пятилетняя дочь подсмотрела в мультсериале "Винкс", как одна из героинь выражает свое недовольство, когда у нее что-либо не получается. Сначала я увидела это на моей дочери, когда у не получилось вырезать ровно буквы, а затем случайно увидела шаблон в мультике, с которого она это срисовала. Персонаж при неудаче сжимал кулаки и резко опускал руки вниз, издавая при этом гневное рычание при стиснутых зубах. А я долго удивлялась, откуда у нее такая реакция?"
Начинается это как игра, но дети легко заигрываются, особенно если игра в страхи оказывается для них выгодной. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся - тревожными.
Тревожность одного легко, как вирус, передается другому. Тревожность родителей легко передается детям, хотя умные дети иногда этому сопротивляются... - смотри видео из фильма «Шоколад».
В результате дети, пока по своей инициативе, когда с помощью родителей, друзей, фильмов и СМИ учатся боятся и скоро становятся умельцами бояться.
Дети боятся тогда, когда их к этому приучили и им это разрешают. Дети в режиме свободного или попустительского воспитания сами выбирают, чего им боятся, и список их страхов может быть очень велик, произволен и удобен лично им. Хорошо воспитанные дети боятся только того, что сказали им боятся родители, а к остальным вещам относятся без страха, а как надо - с вниманием, осторожностью и интересом. Воспитанный ребенок не может быть трусом: он умный и разумно осторожный, при этом решительный и смелый. Вы согласны?

 
Консультативный пункт » Консультативный пункт » Консультации педагога - психолога » Детские страхи
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: