Понедельник, 19.11.2018, 10:32

...

[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Консультативный пункт » Консультативный пункт » Консультации педагога - психолога » Мир леворуких людей
Мир леворуких людей
crrkrepyshДата: Среда, 05.04.2017, 11:22 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 19
Репутация: 10
Мир леворуких людей

Около 90% людей являются правшами. Примерно 5% левши и такое же количество одинаково успешно владеют левой и правой рукой.
Существует ряд причин, по которым ребенок становится левшой. Есть несколько видов левшества, разных по своему происхождению: генетически передаваемое левшество и леворукость.
В первом случае ведущую руку определяет головной мозг. Правой половиной тела управляет его левое полушарие, а левой – правое. Во втором случае причиной леворукости могут стать родовая травма, особенности развития и воспитания малыша.

Превратности природы
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за различные функции. В частности, правое полушарие ответственно за действия левой руки, а левое полушарие — за действия правой. Центр речи у правшей располагается в левом полушарии, которое выполняет функции зрительного и слухового восприятия, отвечает за ходьбу, пространственное и логическое мышление. Правое полушарие, в свою очередь, ответственно за интуицию, творческие способности, образное восприятие. У леворуких людей центр речи четко не установлен, он может располагаться в любом из полушарий.
У правшей доминантным (то есть ведущим) является левое полушарие, у левшей, соответственно, наоборот. Поэтому левшество — это биологическая особенность, а не вредная привычка или физический недостаток, как считалось еще сто лет назад, когда малышей-левшей жестоко переучивали, привязывая левую руку к телу. Отношение к леворуким людям за прошедшее столетие изменилось: левшество уже не воспринимается как уродство или «печать дьявола», однако и по сей день разгадку механизма возникновения левшества ученые найти не могут.
Зато известны причины, по которым возникает леворукость, их несколько:
1. Генетическая особенность. Левшество передается по наследству. И не только от родителей к детям, но и от бабушек и прабабушек к внукам и правнукам. К примеру, если только один из родителей левша (или в его роду были левши), вероятность рождения леворукого ребенка составляет 17%. Если же левши мама и папа, эта вероятность возрастает до 46%.
2. Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Таким малышам приходится очень непросто. Если обычному левше неудобно есть и писать правой рукой, то этим деткам неудобно выполнять любую работу обеими руками! В этом случае у малыша могут возникать серьезные задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. Помочь здесь могут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.
3. «Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте. Но иногда «вынужденное левшество» — следствие непреодолимого желания ребенка стать похожим на одного из родителей, когда в подражание маме или папе левше малыш ест и пишет левой рукой.

Оптимальный возраст для выявления леворукости
Ведущую руку очень важно определить еще в дошкольном возрасте. Это позволит оградить ребенка от переучивания на активность правой руки и снизить риск его неудач в учебе.
Диагностику леворукости малыша можно начинать в возрасте от 4–5 месяцев, когда ребенок полноценно пользуется руками для захвата и исследования предметов. Однако в возрасте 2–2,5 лет развитие ребенка предусматривает периодические изменения в предпочтениях использования той или иной руки. До возраста 4–4,5 лет дети примерно одинаково успешно пользуются обеими руками. И лишь около 5 лет у ребенка начинает формироваться устойчивое предпочтение той или иной руки.

Пусть меня научат!
Пожалуй, самый важный и мучительный вопрос для родителей детишек-левшей — стоит ли переучивать ребенка и заставлять его разрабатывать правую руку? Вопрос не праздный и более чем актуальный. Ведь до сих пор в отечественных школах многие учителя даже не знают, что существуют специальные прописи для левшей! И вот они не хотят «ставить» левше руку, ведь это несколько сложнее, чем «ставить» правую: нужно особым образом располагать лист, особым образом держать ручку, чтобы не закрывать рукой тетрадь и видеть, что пишешь. Однако для многих малышей такое эгоистическое нежелание учителей и молчаливое согласие родителей становится поистине трагичным. Совершенно очевидно, что ребенку, который пишет и рисует «пассивной» рукой, выполнять эти действия намного труднее, чем праворуким детям. Ребенок пишет медленнее, делает больше помарок и ошибок — в итоге хуже учится, отстает и получает плохие отметки. И это притом, что ребенок может быть намного умнее и сообразительнее своих сверстников! У малыша появляется неуверенность в себе, зажатость, патологический страх неудач, которые перерастают в серьезные комплексы, неврозы и стойкое нежелание учиться. Вполне здоровый и благополучный ребенок может начать страдать тиками, заиканием, ночным энурезом, страхами, «писчим спазмом» — судорогами, которые возникают, когда ребенок начинает писать или просто берет в руки ручку. Страхи и неврозы могут в свою очередь затормозить общее психическое и интеллектуальное развитие, ведь ребенок постоянно находится в состоянии стресса, из которого не видит выхода. А как известно, стрессовые ситуации, постоянные страхи замедляют и парализуют психоэмоциональное развитие. Кроме того, малыш может на всю жизнь возненавидеть чтение, письмо, рисование и сам процесс обучения. Комплексы, появившиеся в детстве, человек может пронести через всю жизнь, это будет отражаться не только на его профессиональном росте, но и на общении с окружающими.
Когда-то считалось, что леворукость возникает из-за привычки, заложенной с детства. Об этом говорил известный английский невропатолог, доктор медицины Джон Джексон, автор одной из первых серьезных научных работ о левшах. По мнению доктора Джексона, всех детей-левшей необходимо переучивать, и желательно так, чтобы они могли владеть обеими руками одинаково хорошо. Долгие годы общество придерживалось этих правил, однако теперь научно доказано, что истинных левшей переучить невозможно! Как ни старайся, но ребенок все равно не сумеет писать правой рукой или выполнять мелкую работу. Несколько иначе дело обстоит с амбидекстрами и парциальными левшами, когда четко не проявлена доминантность полушария: этих малышей можно приучить делать какие-то вещи правой рукой (например, писать), но многие функции ребенок все равно будет делать левой: рисовать, есть или забивать гвозди.

Последствия переучивания леворуких детей
До недавнего времени существовала практика переучивания левшей. В результате в школе становилось как минимум на одного отстающего ученика больше.
Насильственное превращение правой руки в ведущую негативно отражается не только на учебном процессе. Оно характеризуется такими проявлениями, как:
• искажение формирования личности ребенка;
• невроз;
• речевые нарушения;
• подавление творческого развития;
• повышенная раздражительность;
• упрямство;
• повышение невнимательности.
Переучивать ребенка-левшу нельзя. В случае если воспитатель или педагог придерживаются иной точки зрения, родителям необходимо обсудить с ними вопрос невмешательства в данную особенность личности вашего сына или дочери.
Ведь если насильственно «скорректировать» работу детского мозга, тем более в раннем возрасте, могут возникнуть непредсказуемые последствия. И что опасно, они могут проявиться не сразу, а спустя годы. Поэтому пусть ребенок пишет, играет, ест и рисует той рукой, какой ему удобнее.

«Особые» дети
Конечно, каждый человек индивидуален, и к каждому ребенку нужен персональный подход. Однако мир левши — это все-таки особый, необычный мир, пространство и время которого иные, чем у праворуких людей. Какие — описать трудно, почти невозможно, но можно отметить, что левши испытывают большие трудности с пространственным мышлением, с ориентацией на местности. Из них получаются плохие водители или портные. Зато ученые в голос говорят об уникальном развитии интуиции подавляющего большинства левшей и их способности «заглядывать» в будущее, «видеть» события прошлого. Это можно назвать «паранормальными» явлениями, однако для левшей это явление абсолютно нормально и даже естественно. Факт удивительный и кажется недостоверным, но он имеет место, и ученые до сих пор бьются над его разгадкой.
Дети-левши крайне ранимые и чувствительные натуры с тонкой душевной организацией, которым присущи чрезмерная эмоциональность и даже эмоциональная неустойчивость. Левши чаще склонны к меланхолии, к элегическим настроениям, рефлексии и депрессии. Знаменательно, что среди левшей как больше одаренных и гениальных людей (по сравнению с правшами), так и больше детей с задержками развития. Но при правильном подходе, регулярных занятиях и внимательном отношении ребенок не только способен компенсироваться, но и раскрыть в полной мере творческий потенциал, присущий левшам.

Кто ты?
Понять, кто же ваш малыш, правша или левша, желательно еще до школы, чтобы избежать возможных проблем. «Латеральный профиль», то есть доминантность полушария, обычно устанавливается к 5 годам. Но иногда лево- или праворукость проявляется гораздо раньше. Понять, к какому «лагерю» относится ребенок, помогают простые тесты.
• Если у вас совсем маленький ребенок, присмотритесь, какой рукой младенец тянется к игрушкам, складывает пирамидку из кубиков, пытается ухватить мелкие предметы. Если ребенок старше, проследите, какой рукой он чаще бросает мяч, берет карандаш, рисует, держит ложку, кружку, расческу.
• Попросите малыша скрестить руки на груди (так называемая поза «Наполеона»), и в зависимости от того, какая рука окажется сверху, можно сказать, какая рука является ведущей.
• Еще один способ определения ведущей руки — скрещивание пальцев: если большой палец левой руки окажется сверху, значит, мелкую работу ребенок чаще делает именно левой рукой, и, соответственно, та или иная доля левшества у ребенка имеется.
• Пусть ребенок проденет нитку в иголку. Пассивной рукой он будет держать иголку.
• Предложите ребенку послушать наручные часы и посмотрите, к какому уху он их поднесет.
• Попросите ребенка попрыгать на одной ножке. С какой ноги малыш начнет, та и ведущая.
• Возьмите карандаш. Пусть ребенок зажмурится и по вашей команде посмотрит на карандаш поочередно сначала левым, а потом правым глазом. Если мишень сильно смещается, когда ребенок смотрит правым глазом, значит, ведущий глаз левый. И наоборот, если цель смещается, когда левый глаз открыт, то ведущий глаз — правый.

Родителям на заметку
Если вы удостоверились в том, что ваш малыш левша, запомните несколько рекомендаций:
1. Не пытайтесь насильно переучивать ребенка.
2. Развивайте моторику и координацию рук и глаз крохи, занимайтесь с малышом лепкой, собирайте пазлы, вышивайте, рисуйте, складывайте оригами, плетите бусы.
3. Постарайтесь четко организовать день ребенка, чтобы у малыша был определенный режим, чтобы ребенок проводил много времени на воздухе, отдыхал — левши легко переутомляются, очень возбудимы, поэтому нагрузки должны быть умеренными.
4. Если у ребенка имеются логопедические проблемы или задержка речи, посетите нейропсихолога и логопеда. Занятия с логопедом лучше начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не испытывал проблем с речью. В противном случае малышу будет гораздо сложнее освоить чтение и письмо.
5. Многие леворукие дети начинают читать текст справа налево. Приучить ребенка читать правильно можно, помечая начало страницы и первой буквы цветными карандашами.
6. Обязательно купите прописи для левшей. Многие учителя не знают о специальных прописях для леворуких и начинают обучать ребенка по отработанной с правшами схеме. Поэтому заранее обговорите с учителем, что ребенок левша и переучивать его не следует.
7. Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только определенной рукой: малыш может рисовать правой, а писать и есть — левой.
8. Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью.
9. Помните сами и напоминайте ребенку, что среди левшей очень много одаренных и великих людей. Среди них – Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Ломоносов, Лев Толстой, Эйнштейн, Черчилль, Петр I, Аристотель и многие другие. Одним из самых известных левшей был великий Леонардо да Винчи: все его художественные шедевры созданы левой рукой. Так же как и знаменитые записи, многие из которых он зашифровал с помощью «зеркального» письма — справа налево. Этот феномен прославленного художника свойственен большинству левшей. Они могут не только с легкостью читать справа налево, но и произносить целые фразы «шиворот-навыворот».
10. Национальное бюро экономических исследований США опубликовало в 2006 году любопытное исследование, которое показало, что мужчины-левши, имеющие средний уровень образования, зарабатывают на 15% больше своих коллег-правшей. Выпускники высших учебных заведений, у которых сильнее развита левая рука, зарабатывают на 13 - 21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники-правши. С чем именно это связано, эксперты сказать не берутся. В любом случае левшество не недостаток, а особенность. Но при правильном воспитании и обучении эта особенность может стать и достоинством маленького левши. Не/забывайте об этом.
Что поможет вашему малышу чувствовать себя свободнее
Прошли времена, когда мамы и папы ребят-левшей с ужасом смотрели, как ребенок выворачивает руку, чтобы написать слово неудобной «праворукой» ручкой. Специальные компании производят десятки полезных для таких ребят вещей.
Ручки
Их особенность в том, что выемка на корпусе расположена так, что рука «ложится» правильно, занимая удобное положение. Не нужно напрягать кисть, чтобы водить такой ручкой по бумаге.
В таком же стиле выполнены карандаши и фломастеры для левшей.
Линейки
На них шкала написана «наоборот» - не справа налево, а слева направо. Так удобнее.
Ножницы
Кольцо для захвата сделано под левую руку. Оно побольше.
Точилки
В них лезвие с левой заточкой. Ребенок держит точилку в правой руке, а карандаш - в левой. Вращательные движения кистью совершаются «от себя», что правильно и удобно.
Планшеты
На них показано, под каким наклоном нужно держать тетрадку на парте, чтобы буквы ложились правильно, а рука не уставала.
 
Консультативный пункт » Консультативный пункт » Консультации педагога - психолога » Мир леворуких людей
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: